Технологии достижений: Сергей Залётин — к мечте через профессионализм

О мечтах про серую птицу, командных качествах и космическом профессионализме

«Технологии достижений» — рубрика, посвященная философии достижений от первого лица. Нас интересуют идеи, принципы, личные качества, находящиеся в основе решений, приводящих к достижениям. Автор и ведущий рубрики — Сергей Ситников, предприниматель, общественный деятель, основатель компании «Технологии развития». Интервью рубрики публикуются в деловых изданиях, являющихся партнёрами компании.


Сергей Ситников и Сергей Залётин: интервью для рубрики "Технологии достижений"

Сергей Викторович ЗАЛЁТИН, летчик-космонавт, Герой России, полковник ВВС.

Родился 21 апреля 1962 года в городе Щёкино Тульской области. В детстве мечтал стать летчиком, занимался в авиамодельном кружке, после школы поступил в летное училище в Борисоглебске. В 1990 году зачислен в отряд космонавтов. В 1994 году окончил Государственную академию нефти и газа, факультет «Аэрокосмоэкология», в 2006-м — Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина, в 2009-м — Российскую академию государственной службы при Президенте РФ.
С 1983 года — военный летчик, окончил службу в истребительной авиации в 1990 году в должности командира авиационного звена. Совершил два полёта в космос — на орбитальный комплекс «Мир» и МКС, командиром экипажей кораблей «Союз ТМ-30» и «Союз ТМА-1», проведя в космосе в общем счёте 83 суток 16 часов 35 минут 25 секунд. Первая экспедиция на «Мир», где Сергей Залётин должен был стать командиром основного экипажа, намеченная на 1999 год, была отменена из-за отсутствия финансирования, его первый космический полёт состоялся 4 апреля 2000 года.
Сегодня Сергей Залётин — военный летчик 1-го класса, имеет общий налет более 1400 часов на 5-ти типах самолетов и более 220 прыжков с парашютом, звание «Инструктор парашютно-десантной подготовки ВВС», космонавт 1 класса. Награжден медалью «Золотая Звезда» героя РФ, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и другими государственными и общественными наградами РФ, орденом Короны степени Командора (Бельгия). Депутат Тульской областной Думы.

СС: Сергей Викторович, как пришли в космонавтику? Наверное, мечтали об этом?

СЗ: Вопрос такой серьезный... В космонавтику, как правило, целенаправленно идти очень сложно. Тут, в какой-то степени, — везение, и, на подсознательном уровне, — труд, который начат ещё со школьной скамьи. Я мальчишкой, в 70-х годах, когда учился в средней школе мечтал стать летчиком, потому что над моим городом проходил маршрут одного из полков, который базировался в городе Ефремове, это я узнал уже потом, когда стал военным летчиком. Над городом часто летали самолеты МиГ — 17, я тогда не понимал, что это за самолеты: вижу, такая красивая серая птица, мне всё хотелось посмотреть, как выглядит земля из кабины самолета. Эту мечту я и стремился реализовать, поступив в летную школу.
После окончания средней школы я поступил в советскую школу летчиков им. В.П. Чкалова, а потом, в какой-то степени, мне помог случай. Прослужив в полку где-то лет пять, дойдя до военного летчика первого класса, я себя спросил: «Сережа, а что же дальше?». Исходя из принципа Валерия Павловича Чкалова «дальше» — «выше, быстрее» — это мечта любого летчика. По воле случая к нам в полк приехала группа «покупателей», как мы их тогда называли, отсюда из Центра подготовки космонавтов, которая просмотрела дела 60-ти пилотов. Из этих пилотов отобрали группу кандидатов в космонавты — 5 человек, в которую мне повезло попасть. Через год меня вызвали сюда, с этого момента начался мой путь в космос.

СС: Какие-то природные данные изначально для этого должны быть заложены?

СЗ: И то, что дано природой и то, что сам развил. Я проанализировал: у ребят, которые занимались игровыми видами спорта — футбол, хоккей, волейбол, — летная работа идет замечательно. У ребят, которые занимались более индивидуальными видами спорта, — штанга, бокс, — у них менее успешно идет летная работа, потому что там другая координация. Для летчика это очень важно. Когда он сажает самолет, должен понимать, как приближается земля, под каким углом, принимать решения. И вот люди, которые занимались игровыми видами спорта, —  они это легко осваивают любой летательный аппарат и становятся хорошими летчиками.

СС: Возвращаясь к призыву «Выше. Дальше. Быстрее»… Профессия космонавта, это, если можно так выразиться, амбициозная профессия, профессия-вызов. Одновременно с этим, нужно работать с экипажем, проявлять командные качества. Как эти свойства личности в одном человеке уместить? Нет ли здесь противоречия?

СЗ: Это, в какой-то степени, краеугольный камень. Да, действительно, с одной стороны, вызов самому себе, вызов обществу. Полеты в космос — не рядовое событие в жизни любого человека. Тем более, что в космос мы летаем экипажами и взаимодействие внутри них очень важно. Бывают такие случаи, что командиром летит кто-то из молодых пилотов, а у него в команде может быть более зрелый бортинженер, который более опытен с точки зрения работы с оборудованием и управления кораблем. Но тем не менее, молодой человек, который из летчиков, — является командиром. И вот здесь важно умение этого человека проявить себя, чтобы показать свои командные навыки, не «задеть» бортинженера. Точно такая ситуация у меня была в первом космическом полете, когда в экипаже был очень опытный бортинженер Александр Калери (А.Ю. Калери, род. 13 мая 1956 в Юрмале, российский космонавт, совершил 5 полётов общей продолжительностью 769 суток — прим. ред.), который многому меня учил. Но решение по многим вопросам, особенно когда у нас отказала система автоматической стыковки и нужно было принять управление на себя, необходимо было принимать мне. Здесь я всегда исходил из здравого смысла: какое бы ты решение ни принял, оно должно основываться на взаимодействии с членами экипажа. В частности, я всегда консультировался с Сашей, и на основе этого, во многих моментах, мы принимали решение. Но бывают такие критические ситуации, когда просто нет возможности говорить о чем-либо и нужно сразу принимать решение.


Сергей Ситников и Сергей Залётин: интервью для рубрики "Технологии достижений"

СС: Как в недавней ситуации с посадкой гражданского судна на кукурузное поле?

СЗ: В любом движущемся средстве, хоть в автомобиле, решение принимает командир. Важно единоначалие, члены экипажа должны четко выполнять те указания, которые требует инструкция или их командир. Потому что бывает иногда, что инструкция требует одно, но исходя из ситуации, командир принимает другое решение. И, разумеется, нужно слушать командира, потому что он берет ответственность на себя. Единоначалие — всегда было и всегда будет, потому что многие вещи написаны кровью до срока ушедших людей, которые этого не выполняли.
Что касается случая, связанного с посадкой самолета… Главная заслуга экипажа заключается в том, что они не засуетились и не приняли неправильных решений, сделали все четко, без суеты. В этом и заключается профессия летчика, что в критической ситуации он спасет не только себя, но и 200 — 300 пассажиров, которые находятся у него за спиной.
Поэтому, разумеется, от слаженной работы, от грамотного решения зависит очень и очень много… Особенно в критических ситуациях. И этим вопросам у нас в Центре уделяется достаточно много внимания: взаимодействию, умению принимать грамотные решения, особенно в стрессовых, критических ситуациях.

СС: Мы с Вами начали с того, что полеты были мечтой. Когда Вы тогда мечтали люди жили в другой стране. Время и мечты сегодня поменялись?

СЗ: Мы официально об этом не говорили, но были одни принципы жизни в этой стране. Потом, к сожалению, Советский Союз развалился или его развалили внутренними и внешними силами, уже совершенно другие принципы включились в нашу жизнь и жизнь космонавтов. Если раньше нас учили: «Сначала думай о Родине, потом о себе», то сейчас говорят: «Если ты думаешь о себе, то ты думаешь и о Родине, так как ты являешься частичкой этой Родины». Может быть, многие вопросы мне и не нравятся. В первую очередь, это все, что связано с деньгами. К сожалению, это так, но мы, предыдущее поколение, которое было воспитано на тех принципах, продолжаем поддерживать во многих аспектах то, что было связано с Советским Союзом.
Тогда все мечтали «Выше. Дальше. Быстрее», грезили авиацией, еще начиная с 30-х годов. Я являюсь типичным примером того времени (смеется).
Касаемо меня и моей семьи, воспитываю ребенка так — сначала должен стать профессионалом. Не важно в какой сфере: космонавтика, авиация, бухгалтерские строительные дела…

СС: Нас читают много предпринимателей, поэтому вопрос «про бизнес». Сейчас часто говорят о зарубежных успехах в коммерческом космосе. Как Вы относитесь к этому?

СЗ: Что мы считаем коммерческой космонавтикой? Если это те туристы, которые приходят сюда в Центр, то это одно. В части предпринимателей, к сожалению, у нас нет такого уровня бизнесменов, которые могли бы в одном лице сочетать и наличие определенных средств и хорошей технической подготовки, чтобы самому стать в качестве руководителя такой организации.
Создать космические корабли, которые смогут летать в космос и всю идеологическую мотивировку внутри и вокруг этого, сделать это на высоком уровне — очень сложно. Предпринимательству у нас нет ещё и 30 лет, а где-то — 300 лет. Ещё не созрели люди такого уровня и мышления, чтобы свои средства вкладывать в космос. Я надеюсь, это завтрашний день нашей страны. Чтобы у нас частное предпринимательство в этой сфере было на уровне целой отрасли.
Это зависит и от людей, и от ситуации в стране в целом. Поэтому там появился Илон Маск, который может работать как целая страна, строить корабли и запускать их в космос, это конкуренция, в том числе для государства, это — нормально.

СС: Как и ранее, космос сегодня — место для конкуренции двух систем?

СЗ: Что касается пилотируемой космонавтики, то мы сейчас фактически все вместе работаем в одной международной упряжке. И европейцы, и американцы, и весь мир: мы являемся партнерами и коллегами в этом вопросе. Другой вопрос, что мы кроме международной космической станции не развиваем какие-то смежные тематики, а американцы имеют достаточно средств, даже на примере того же Илона Макса: у них уже готовы два новых корабля, которые уже через год начнут самостоятельно летать.
Мы везде были первыми, кроме высадки на Луне. Ну все в истории происходит по спиралеобразной орбите, сейчас мы опять возвращаемся к этому вопросу и там посмотрим. Я все-таки патриот своей страны и надеюсь, что мы все же не уступим свои лидирующие позиции. Несмотря на то, что нам на пятки наступают и китайцы, и японцы, мы остаемся и будем лидерами. Я верю в завтрашний день нашей пилотируемой космонавтики. В принципе, кто владеет космосом, тот владеет миром. Что касаемо в целом космоса, мы должны понимать, ни один корабль не выйдет, ни один самолет не поднимется без глобальной космической навигации, без дистанционного зондирования Земли. Наши военные без космоса будут слепыми и глухими. Наше руководство уделяет серьезное внимание этому направлению. Территория страны огромна, поэтому мы вынуждены иметь мощную космическую группировку, которая смотрит за всем миром. Это является сдерживающим фактором.
Космос — это наши глаза и уши, которые позволяют нам безопасно жить.


Сергей Ситников и Сергей Залётин: интервью для рубрики "Технологии достижений"

СС: Если бы С.П. Королев не ушел из жизни, долетели-бы до Луны первыми?

СЗ: Безусловно. Я думаю, с Королевым это было бы возможно.

С.С.: В управленческой среде существует рассказ о таком случае. При обсуждении спускаемого модуля для высадки на Луну зашел спор о его конструкции, большинство научных прогнозов говорили, что поверхность Луны покрыта мягкой пылью, но Королев возражал. В этих условиях он принял ответственность на себя, и, чтобы прекратить споры, написал на документах резолюцию «Луна — твердая», подпись «С. Королев». Это правда?

СЗ: Да, это правда.

СС: Что для Вас самое трудное в космической профессии?

СЗ: Как на войне — «ждать и догонять» — сказал один герой. Поэтому, — умение длительное время работать в качестве потенциального студента и эти 10 лет, которые «студент» тратит на подготовку к первому космическому полету. Целенаправленный труд — это умение себя держать. Тут у нас, у русских есть такая поговорка: «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Сколько я Вам ни буду рассказывать, как это все в реальности происходит, Вы это не поймете, пока сами не попытаетесь сами встать на мое место. Поэтому может быть такие вещи как интервью показывают нашим читателям, что космонавтика, как была, так и остается нерядовой профессией. Даже несмотря на то, что в космос летаем почти 60 лет. Этот труд, разумеется, для наиболее целеустремленных, умных, грамотных и хорошо физически подготовленных людей. Ведь не случайно у нас на сегодняшний день в России треть среди действующих космонавтов в объединенной Европе, ну допустим 25, в НАСА — человек 40, наверное, в Китае отряд человек 10 — 15. Получается на сегодняшний день на планете Земля действующих космонавтов где-то 120 — 140 человек. Действующих космонавтов! А сколько у нас действующих президентов на планете Земля? Где-то 210 ориентировочно, плюс-минус. Получается, что действующих космонавтов вдвое меньше, чем действующих президентов? (смеется)


Сергей Ситников и Сергей Залётин: интервью для рубрики "Технологии достижений"

СС: Бывает страшно?

СЗ: Я отвечу банально. Не боятся только дураки. Но есть такое понятие как чувство страха, которое сковывает и чувство страха, которое заставляет тебя что-то делать, чего-то опасаться, позволяет более четко себя контролировать и не совершать ошибок или каких-либо глупостей. Поэтому, в разумных пределах, чувство страха — это очень хорошее чувство, благодаря которому мы здесь с вами сейчас стоим.

СС: Ну и последние вопросы…

СЗ: … не последние, крайние, так у нас говорят (смеется).

СС: На финал у нас небольшой блиц — на эти вопросы отвечают все гости нашей рубрики, опытные руководители, известные предприниматели.

СЗ: Хорошо!

СС: Верите ли вы в судьбу?

СЗ: Верю.

СС: Что бы Вы считали Вашим главным достижением, если не достижения в Вашей профессии?

СЗ: Высокий уровень профессионализма вне зависимости от профессии. Если ты спортсмен — ты спортсмен, если ты инженер — ты инженер, если ты учитель — ты учитель. Высокий уровень профессионализма, я считаю — главное достижение любого человека!

СC: О чем у Вас чаще всего спрашивают совета друзья?

СЗ: Часто, это не совет даже, потому что мои друзья находятся на таком же уровне, как и я. Мы просто совместно обсуждаем какие-либо решения. Касаемо той же самой физической подготовки космонавтов, например.

СС: Кто из уже не живущих сейчас более всего вдохновляет вас?

СЗ: Буду исходить из своих земляков: бывший министр обороны Павел Сергеевич Грачев. Как бы неоднозначно к нему не относились, я его воспринимаю как личность. Мой первый учитель в плане военной подготовки Виктор Андреевич Сидоров, который к сожалению, ушел из жизни. Но именно благодаря ему, я пошел в военные летчики. Он заложил эту школу и военную изюминку, высокого уровня профессионал в военном деле.
Из ныне здравствующих: Борис Валентинович Волынов (лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза — прим. ред.) для меня является большим авторитетом, потому что у космонавтов в первом отряде были более жесткие условия и требования, которые предъявлялись к ним. В тоже время, для меня является абсолютным примером мой первый учитель, которая в этом году отметила свое 95-тилетие, Валентина Васильевна Королева..

СС: Назовите три главных качества того, кого вы могли бы назвать лидером?

СЗ: Высокий уровень профессионализма, любовь к Родине, личный пример в семье, потому что семья — это маленькая Родина.


Материал подготовлен в рамках рубрики «Технологии достижений», опубликован в журнале «Власть»
Интервью: Сергей Ситников, фото: Андрей Сафонов

Назад

Ваше сообщение успешно отправлено!

Есть вопросы?
Мы с радостью ответим
Отправить

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на услугу:
Отправить

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на готовое
бизнес решение
Отправить

Ваше сообщение успешно отправлено!

Заявка на мероприятие
«название мероприятия»
Отправить